Визуальное восприятие. Что такое принцип гештальта?

Дизайн не может существовать сам по себе, ведь он неразрывно связан с тем, как мы его представляем. Слова Платона «человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют», прекрасно отражает отношения между дизайном и человеком. То, что мы называем дизайном, создается, исключительно, человеком и оценивается такими же людьми. От особенностей восприятия того, что мы наблюдаем, зависит и дизайн окружающих нас вещей. Один из самых информативных органов чувств, отвечающий за наше зрение, имеет массу характеристик, которые будут влиять на наше восприятие, подобно видеокамере, где изображение будет  зависеть от качества линзы и мощности процессора.  

В начале прошлого века ученый психолог, открыл интересную особенность восприятия мира. Как-то раз, ученый находился на ж/д переезде и наблюдал поочередно вспыхивающие и угасающие лампы. Наш мозг устроен таким образом, что воспринимает такой процесс, как движение света от одной лампы к другой, когда в действительности движения не происходит. Это небольшое наблюдение явилось фундаментом для всего последующего развития дизайна.

«Сумма частей не то же самое, что целое» К. Коффка.

Приведенные чуть выше слова, отлично раскрывают весь смысл принципов Гештальта.  Загадка кроется в том, что мы воспринимаем множество объектов, как нечто цельное, прежде чем рассмотрим объект, как состоящий из нескольких элементов. Мы изначально пытаемся определить объект по его очертаниям, далее наш мозг проводит сравнительный анализ увиденного с тем, что хранится в нашей памяти и только уже после того, как что-то совпало, мы начинаем рассматривать отдельные элементы. Это правило, помогает при создании дизайна, ведь зная, что человек, проще определяет простые фигуры и формы, можно сделать работу намного эффективней.

sdrcgs

При разработке дизайна, впору вспомнить о материализации, процессе заполнения пустот нашего восприятия. Наш мозг способен дорисовывать картинку, если ему не хватает информации. Заполнение недостающих частей, происходит так же в соответствии с тем, что уже есть в нашей памяти. Учитывая данную особенность, мы можем разрабатывать дизайн, элементы которого мозг может достраивать в разных направлениях.
Мультистабильность – еще одна интересная особенность нашей психики, воспринимать один и тот же объект по-разному. В зависимости от широты и глубины нашей памяти, которая хранит великое множество образов, мы можем видеть объект в разных интерпретациях. Один из самых ярких примеров, можно увидеть, обратив внимание на изображение снизу, где можно попеременно наблюдать вазу и профили двух людей. Для того, чтобы увидеть одну из интерпретаций, требуется концентрация, к сожалению, мозг устроен таким образом, что увидеть обе интерпретации одновременно, не представляется возможным. В современном дизайне, при разработке логотипов и даже в веб-дизайне, часто применяют способ, который позволяют наблюдателю, увидеть несколько интерпретаций . Профессионалы советуют, отдавать предпочтению какой-то одной идее, которая будет лежать на поверхности, но при этом оставлять альтернативный вариант восприятия дизайна, который менее заметен с первого взгляда.

Инвариантность – одна из интереснейших особенностей нашего восприятия. Смысл инвариантности, заключается в том, что мы можем различать объекты, даже если они изменены в масштабе, повернуты или перемещены из привычного места. Наш мир объемен и поскольку мы ежедневно видим объекты под разными углами, наше восприятие настроено узнавать предметы, даже если они видоизменены.  Представьте, если бы вы узнавали собственную собаку, только посмотрев на нее сверху вниз, но окажись собака над вами, вы бы уже не признали собственного питомца. Это свойство часто, используют в дизайне, уходя от прямолинейности представления знакомых образов.

Принципы содержательности – фундаментальны для создания качественного дизайна. Принцип заключается в том, что человеческое сознание воспринимает простые формы и объекты, как более понятные, а следовательно безопасные. Простая фигура требует на много меньше времени для ее рассмотрения и не кроет в себе неприятных неожиданностей, напротив ситуация выглядит когда дело касается сложных фигур.

И переходя к следующей теме, мы снова не можем не коснуться хитросплетений нашего сознания, которое по своей природе видит объекты, как симметрические формы и определяет центр посередине.  При разработке веб-сайта, рекомендуется учитывать склонность человека к симметрии и порядку. Удовлетворяя ожидания посетителя, вы увеличиваете эффективность вашего интернет-проекта.

image062

Вне зависимости от того, заказчик вы или исполнитель, иметь представление о гештальт-теории, может оказаться, весьма, полезно, особенно, когда речь идет о дизайне. Принципы теории, в большинстве своем просты, а сложность заключается в том, как применить знания при реальной разработке дизайна, однако решение сопутствующих задач принесет в будущем завидные дивиденды.